26 сентября в международном выставочном центре ГУК «Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева (ул. Петра Великого, 6) состоялась встреча-салон с участием руководителей мастерской «Аикобо» Мицуко Такеноучи и АНО «Благое дело» Антроповым Г.В. Во встрече принимали участие общественные организации инвалидов города, представители японской делегации. Приветственное слово госпожи Мицуко Такеноучи, основательницы группы Аикобо: 27 лет тому назад (вообще-то 26, если от 2009 отнять 1983, но это вам решать, госпожа Мицуко могла и ошибиться, в тексте на английском есть ошибки – Ирина Нагиба), в июне 1983 г. в маленькой комнатке квартала Вакабаяси района Сетагая в Токио появилась на свет группа Аикобо. За два года до этого, в 1981г., который был объявлен международным годом людей с ограниченными возможностями, я стала участницей конференции, посвященной положению инвалидов, где имела честь быть представленной Его высочеству принцу Микаса, двоюродному брату Его Императорского Величества Акихито, который постоянно поддерживает больных людей. И там у меня произошла встреча, которая изменила всю мою жизнь. На конференции была женщина-инвалид, которая попыталась рассказать мне о своем положении: «Я хочу работать, мне нужна работа, но я нигде не могу ее найти». Поскольку у нее был еще и дефект речи, я не разобрала слов. Все, что я могла – это внимательно смотреть ей в лицо и пытаться прочесть, что она говорит, по губам. Это была не самая приятная минута в моей жизни; в конце концов, я попросила человека, стоявшего рядом, растолковать мне, что она сказала. Во время этой встречи я о многом передумала: «Какую работу может выполнять человек, чьи возможности настолько ограничены? Пусть они инвалиды, но ведь они тоже – члены общества, и поэтому имеют право на труд. Я хочу как-то им помочь». И я поняла, что сделала первый шаг к социальной работе, что это – выдающийся момент и, вместе с тем, что это – нормальный поступок. Однако мне пришлось серьезно подумать и о своем положении в то время, ведь у меня на руках были три маленькие дочери, а сама я только что перенесла операцию по поводу рака желудка. Имею ли я право посвятить себя такому делу, если, вполне возможно, жизнь моя вскоре оборвется? Прошло два года. Я снова встретилась с этой искалеченной женщиной, на этот раз мы общались с помощью записочек. «Как у Вас дела?» - « Я так и не нашла работу.» - наши записочки летали туда и обратно. «Я больше не могу ждать, давайте создадим себе работу!» - «Давайте будем работать с профессионалами!» - «Давайте делать такую работу, плоды которой можно разослать по всему свету!» - «Давайте объедем весь мир с нашей работой!» - «Вот мы – две инвалидки, помогаем друг другу, давайте раздуем ветер перемен к лучшему, к светлому будущему!» - «То, что мы – инвалиды, совершенно не означает, что мы не можем работать!» «Давайте каждые два года устраивать зарубежные выставки!» И вот мы вдвоем начали свое дело, выбрав в качестве рабочего материала индиго. Мы вместе учились выращивать растение, изготавливать краситель, разрабатывать орнаменты и превращать ткань в изделия ручной работы. В то время нам никто не оказывал материальной поддержки, нам приходилось вкладывать свои деньги в материалы и оборудование, исследования и развитие, и в маркетинг. Мы нашли место для своей студии, которую назвали Аикобо (студия индиго), и нашли жилое помещение, которое стало нашим общим домом, и мы устраивали свои выставки на свои деньги. После того как люди узнали о нашем существовании, помощь стала поступать отовсюду. Нам помогали ныне покойный актер Нобору Накатани, актриса Кёко Кисида, тоже ныне покойный музыкант Наодзуми Ямамото, а также известные писатели. Благодаря тому, что круг людей, поддерживавших нас, становился все шире, мы стали получать заказы на разработку и производство театральных костюмов, женской одежды и предметов домашнего интерьера. Для меня это было совершенно новое ощущение, и оно стало той радостной вехой моей жизни, о которой я тепло вспоминаю до сих пор. Теперь в нашей группе было четыре человека. Следующим поворотным пунктом в истории Аикобо стал 1985 г. Тогда, через два года после нашего открытия, к нам обратились с просьбой о создании сценических костюмов для концерта в Карнеги-холле, в Нью-Йорке. Это был наш первый выезд за рубежи страны. Четыре члена Аикобо – все инвалиды – не только были на том концерте, но и посетили состоявшийся после него прием. На зрителей и участников приема они произвели неизгладимое впечатление, ведь они добрались из Японии, а главное, создали замечательные костюмы, несмотря на свои увечья. И для нас для всех это тоже был очень волнующий момент. Один их членов группы, больной церебральным параличом, участвовал в телепередаче, организованной в Эмпайр Стейт Билдинг в прямом эфире. Перевод на английский осуществлялся бегущей строкой. В ту минуту я поняла, что всего за два года нам удалось преодолеть множество барьеров и что мы сами осуществили свои мечты. Состав Аикобо увеличился до 20 человек. В 1986 году нам выпал счастливый случай устроить свою персональную выставку в Париже, в помещении знаменитого ресторана Ле Фуке на Елисейских полях. Эта самая первая наша зарубежная выставка тоже стала для нас знаменательной вехой. Участники Аикобо продолжали совершенствоваться в ремесле с помощью преданных своему делу профессионалов. Мы стали получать награды на различных выставках традиционного искусства. Особенно мы гордимся тем, что на выставке «Всемирный квилт-фестиваль», организованной в 2002 году национальной японской телекомпанией Энэйчкей, на которой было представлено 1700 экспонатов, именно наша работа получила I приз в групповой секции. С самого начала я всегда поощряла наших студийцев посещать все мероприятия, в которых участвовала Аикобо; их присутствие на церемонии награждения всякий раз радует и вызывает душевный подъем у всех остальных. Я несколько раз посетила Париж, центр искусств, чтобы узнать, возможно ли открыть зарубежный филиал Аи кодо. И вот тогда щедрые дарители из США предложили нам помещение с участком земли площадью 21.450 кв. м в г. Портленд на Западном побережье. Со дня своего основания (1988г.) Аикобо США обеспечивает учебными классами, мастерскими и жилой площадью инвалидов-граждан США и Японии, развивая возможности обучения и расширяя обмен опытом по мере увеличения общины. Уже 27 лет… Аикобо движется вперед и вперед; все ее участники твердо убеждены в том, что они и дальше будут развивать свой творческий потенциал, совершенствуясь как творцы и мастера. Следующей значимой вехой на пути развития Аикобо станет открытие филиала в Париже, где участники группы могли бы творить в спокойной и удобной обстановке, где они могли бы совершенствовать свое мастерство и расширять кругозор в городе, богатом культурными традициями, центре искусств. Каким бы оно ни было, наше будущее, я буду и дальше предана делу опеки участников Аикобо, буду продолжать делать все, чтобы окружающий нас мир стал заботливее и добрее. Я отдаю дань уважения всем вам, всем тем, кто бескорыстно помогал нам на нашем долгом пути, и верю, что вы и дальше не оставите замечательных участников Аикобо своей заботой и поддержкой. Аикобо (студия индиго) Общественная организация в системе социального обеспечения для трудоустройства людей с ограниченными возможностями Этапы развития 1983 открытие маленькой независимой студии в Токио 1991 официальная регистрация Аикобо администрацией Токио в качестве общественной организации для людей с психическими расстройствами (Отдел работы с людьми с психическими расстройствами) 1992 официальная регистрация токийским районом Сетагая в качестве общественной организации для людей с физическими недостатками (Отдел работы с инвалидами) 2003 официальная регистрация в качестве некоммерческой организации. Аикобо начинает действовать как центр занятости 2008 официальная регистрация в качестве общественной организации в системе социального обеспечения для трудоустройства людей с психическими и физическими расстройствами