№ 2472
Четверг29 января 2009
Из подвала – на выставку
Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»
Геннадий АНТРОПОВ – человек не слишком публичный. И хотя он персона
творческая, далеко не все постоянные посетители всевозможных выставок
назовут его имя. Он говорит, что в нашей жизни всё происходит не просто
так, что не надо ждать манны небесной и организовывать революции –
нужно лишь каждому чуть-чуть что-то изменить вокруг себя, тогда мы все
будем жить в другом, добром и красивом мире. Сам он для этого создал
АНО «Содействие реабилитации и социальной адаптации инвалидов «Благое
дело» и стал её директором.
Тик-так, тик-так…
К благотворительности люди приходят по-разному, некоторые, как и
Геннадий, - через собственную боль. Когда шесть лет назад в их семье
родилась больная дочка, медицинский перечень проблем которой не
умещался на одном листе, преподаватель основ керамики Владивостокского
художественного училища Антропов решил начать заниматься с инвалидами.
В нашей стране общество, с одной стороны, обращает на них внимание,
проводя какие-то социальные проекты, с другой – не задумывается о том,
что эти люди сами на многое способны, а главное – хотят
самореализовываться. Геннадий утверждает, что в процессе организации
проекта познакомился с массой интересных, небезразличных людей,
заряжается их позитивом, и это очень помогает в работе.
Прежде чем говорить о деле и творчестве, захотелось узнать, как
складываются отношения в семье, где растёт ребёнок с проблемами. И это
не простое любопытство – по роду своей работы знаю, как часто мужчины в
таких случаях уходят, не выдержав испытаний. Оказалось, что Татьяне,
жене Геннадия, можно только позавидовать. Глаза моего собеседника
заблестели: «Мы вместе уже 20 лет и как будто только познакомились. Мне
очень повезло с женой. Она строитель по образованию, сейчас не
работает, так как дочка требует постоянного внимания. Таня меня
понимает во всём, ценит мои работы». – «Вы ей их дарите?» – «Конечно.
Особенно те, которые мне самому кажутся удачными». – «А на Новый год?»
– «Только не фигурки животных-символов. Крысок, бычков принципиально не
делаю, не могу себя пересилить, я ведь по сути своей человек
православный, нет у меня этой идеи фикс. Говорят, что нужно сувениры
новогодние на продажу делать, но всем не объяснишь, что душа не лежит.
Поэтому иногда студентов прошу что-то слепить. Если уж кто-то очень
настаивает».
Сайт «Благого дела» начинается замечательными словами, которые
концентрированно выражают мысли моего собеседника: «Тик-так, тик-так –
живи настоящим, как бы диктует нам время. И всё вроде правильно, но
только где оно, настоящее? Мы остановились, и всё, что было до этого, –
уже прошлое, а следующий шаг – будущее… Оглядываясь назад, понимаешь,
что многое, чем ты занимался, не так уж важно, а на то, чем хотел бы
заняться, просто не хватало времени. И всё же, сколько ни было бы нам
отмерено, нужно спешить, спешить творить добро».
Справка «В»
Проект начал действовать с июня 2007 года на базе краевой библиотеки
для слепых благодаря поддержке её директора Елены КИСЛИЦИНОЙ и
директора общественной организации инвалидов «Союз слепых женщин»
Евгении МЕРКУЛОВОЙ. В октябре этого же года из молодёжи сформировалась
творческая группа «Отражение».
Работать с инвалидами он начинал, что называется, на ощупь. Попробовал
сначала организовать мастерскую в одном из реабилитационных центров, но
дети там были очень маленькие. Вскоре пригласили в библиотеку для
слепых, где, на удивление, дело пошло быстро. Оказалось, что даже
ошибки ученики, зрячие и незрячие, делают одинаковые. «Все дети
способные, - говорит Геннадий, - нужно лишь раскрыть в них то, что
находится внутри». Поэтому и в коррекционную школу он пошёл, ведь там
есть интересные ребятишки. «У нас инвалиды отсечены от общества, -
размышляет, - они фактически находятся на обочине жизни. Но ведь многие
из них творческие люди, чрезвычайно способные и, главное, хотят
заниматься, постигать что-то новое, но весь этот потенциал не
востребован».
К счастью, вокруг преподавателя вскоре сложился дружный коллектив
студентов-волонтёров, которые, как и он, оказались бессребрениками,
готовыми работать бесплатно. Однако сама керамическая мастерская – дело
затратное. Нужны и помещение хорошее, и средства, и материалы. Сейчас
хоть молодёжь помогает, а поначалу самому приходилось отправляться под
Артём, копать глину, заказывать машину для перевозки. Рассказывает,
одно время только сына, студента художественного училища,
«эксплуатировал». Ещё пигменты нужны, краски и, что очень важно, -
хорошая печь для обжига керамики. Как-то Антропову удалось грант
выиграть, купили необходимые на тот момент материалы. Попытался
спонсоров найти – не получилось. «Да я не в обиде, всем деньги трудно
достаются». Самый больной вопрос – хорошая печь, на которую нужно около
100 тысяч рублей. Размышляет: «Помощь бывает разной, можно деньги дать,
а можно заказ сделать, и это тоже поддержка. Слава богу, уровень у нас
неплохой, от модели до готового изделия всё делаем сами, некоторые
изделия можно посмотреть на нашем сайте. Мы готовы к взаимовыгодному
сотрудничеству. Из маленьких проблем: у нас, к примеру, совсем
слабенький компьютер, нужен помощнее, и вовсе не обязательно новый,
лишь бы методический материал был под рукой, а в перспективе автоматику
для печи подключить». Ещё им необходима финансовая поддержка властей,
ведь в течение двух лет все социальные вопросы решаются на голом
энтузиазме. Нужна помощь в организации выставок, иногда помощь с
транспортом…
Керамическая мастерская сейчас – обыкновенный подвал, правда,
наполненный чудной красотой. Полюбоваться здесь есть чем. Самая
утилитарная керамика – цветочные горшки из шамота, к примеру, выглядят
удивительно, будто столетия назад мастер их создавал. Есть наборы для
саке – от деревянных практически не отличаются, есть загадочная
керамика «раку». Глиняный ландшафт, русский изразец – это вообще
произведения искусства, а просто для забавы и удовольствия –
разноцветные свистульки. Любой заказ мастера могут выполнить, любую
прихоть. Причём и подать красиво свои поделки они в состоянии –
инвалиды такую подарочную упаковку делают, что в любой салон не стыдно
предложить.
Среди учеников Геннадия Антропова людей с ограниченными возможностями
много, он называет их особенными. Показал мастер творения Димы КАЧУРЫ и
Кати ТРИФОНОВОЙ из студии незрячих керамистов «Отражение»: «Дима вообще
упёртый парень, в ДВГУ диплом получил, сейчас музыкальное училище
оканчивает. Катя Трифонова – талантливый человек, у неё просто дар
заниматься с детьми, не раз проводила самостоятельные мастер-классы.
Через полгода занятий они стали номинантами международного конкурса
«Филантроп». Ребят способных много. Есть, к примеру, парень – руки
просто золотые, но ему сложно передвигаться, нужно хоть раз в неделю
привозить его в мастерскую. У таких людей есть желание трудиться и быть
полезными обществу, важно их сплотить, дать возможность реализоваться.
Вот сейчас стало модным ругать молодёжь, ерунда это, нормальная у нас
молодёжь, просто шантрапа в глаза бросается, а хорошие в тени
находятся».
Мы ещё долго говорили о связях организации с творческими людьми страны,
об инвалидах, ставших известными скульпторами, художниками. На прощание
Геннадий рассказал, что на Западе сейчас модно устраивать мастер-классы
по керамике, которые оказывают релаксирующее воздействие на человека,
расслабляют его, спасают от стрессов. Ему тоже хотелось бы организовать
такое движение. «Я счастливый человек, - улыбнулся мой собеседник, -
занимаюсь делом, которое нравится, и готов делиться с людьми своими
знаниями».