Зрение я потеряла в 8 лет. Родители, зная, что врачи
помочь мне не в силах, стали искать способы реабилитации. Узнавали как живут
другие незрячие, чем занимаются, и чем могла бы заниматься я из абсолютно
зрячего ребенка став слепым и потеряв возможность заниматься привычными играми.
Мои родители стали приучать меня к книгам, водить на различные кружки, такие,
например, как спортивная гимнастика, музыка, шахматы и рисование и лепка.
Особенно мне хочется остановиться на занятиях рисованием и лепкой, так как
именно это стало делом моей жизни. Да, казалось бы странно, что для абсолютно
слепого человека делом его жизни стало рисование… Странно, но это именно так.
Все годы, когда я училась в школе, меня регулярно водили в
изостудию при доме культуры для незрячих имени Шелгунова. Также я постоянно
рисовала дома. Хочется заметить, что занятия рисованием у меня в детстве не
вызвали ни малейшего удивления, ведь я была ребенком, который ничего не знал о
жизни людей лишенных зрения, И, мне казалось, почему бы и в самом деле незрячие
не могут рисовать. Только несколько лет назад я догадалась, что даже для
большинства незрячих людей – это нечто необычное, о чем они, может, даже
никогда и не слышали. А уж о том, что человек невидящий с 8 лет может быть
членом Союза художников и тем более не представляют. Но я забегаю вперед.
Становясь, старше мое отношение к рисованию менялось. Я
говорю о рисовании, так как с рисованием, а не с лепкой у меня сложились лучшие
отношения. И с возрастом у меня стал появляться комплекс, что мои рисунки
детские и ничем неинтересные, что я занимаюсь ерундой и так далее. И в этом
меня не могли разубедить никакие слова, никакие выставки. Даже выставка в
Академии художеств не произвела на меня никакого впечатления. И то, что нас уже тогда готовы были принять в
Союз художников, меня не трогало абсолютно.
А затем началась пора учебы в кисловодском массажном
училище, который я выбрала, как дающий наиболее реальную профессию для
незрячего человека. Изостудия в это время развалилась. И по окончании училища я
стала заниматься своими проблемами, совсем не вспоминая о рисовании.
Так прошло лет семь. Позвоночник стал не выдерживать
нагрузку, и постепенно я поняла, что массажистом больше работать не могу. Таким
образом самая реальная профессия оказалась для меня абсолютно нереальной. И
начались годы поисков, переживаний и депрессий…
И в это же время у меня стало периодически появляться
желание рисовать. И если в последние годы, когда я ходила в изостудию, я
рисовала на фольге, то теперь мне хотелось рисовать шариковой ручкой, сначала
одного цвета, а потом и разноцветными, а следом я подключила и восковые мелки.
Меня больше не трогало, что работы мои детские, я рисовала их для себя. И даже
напротив именно нарочитая детскость привлекала меня особенно. Мне стало
нравиться рисовать цветом, так как именно через цвет я лучше всего могу
передать свои впечатления и переживания. Несколько раз мы с подругой ходили в
музей, и она мне рассказывала, что изображено на картинах. И это оказалось
настолько интересным!.. А между тем душа мучилась и просила дела не по
возможностям, а по сердцу, чтобы душа пела. Так прошло года два или три, и
случайно нам с подругой пришла мысль сделать сайт с моими рисунками. Началась
работа… Я стала рисовать, а сайт стал диктовать свои условия и формировать у
меня новое отношение к изобразительному творчеству незрячих. Сначала мне просто
захотелось сохранить способы моего учителя рисования, Юрия Алексеевича
Нашивочникова, известного русского художника и талантливейшего преподавателя,
30 лет своей жизни проработавшего с незрячими, да и сейчас всей душой
переживающего за развитие изобразительного творчества людей родившихся без
зрения или потерявших зрение в раннем возрасте. А способов оказалось не так и
мало, и все они простые и удобные даже для маленького слепорожденного ребенка.
А именно дети и стали меня беспокоить. Я скоро поняла, что сохранить способы
для меня слишком мало, меня волнует судьба незрячих детей, и мне хочется, чтобы
каждый из малышей лишенный зрения мог рисовать, как и любой зрячий ребенок. От
сайта перешли к жизни. Мой учитель сказал, что я должна работать на имя, и
получить признание настоящих художников, а для этого нужно выставляться. Так от
маленьких рисуночков мы перешли к работам на большом формате. Первая моя
выставка состоялась в библиотеке Приморского района по адресу Торжковская улица
дом 11, где состоялось несколько выставок моих работ. Теплое отношение
сотрудников библиотеки и добрые отзывы и пожелания посетителей придали нам
силы, мне, моему папе и Юрию Алексеевичу Нашивочникову, продолжать начатое
дело. И в прошлом году мы первый раз участвовали в выставке в Союзе художников
и в Манеже, при том и там, и там папа, относивший мои работы, не сказал, что я
не вижу, и таким образом я участвовала в выставках на равне со зрячими
художниками. А следом совершилось первое чудо – меня приняли в Союз художников.
Очень хочется поблагодарить всех, кто помогал и переживал за меня в этом не
совсем обычном начинании! Ко мне отнеслись не только с пониманием, но и с
большой чуткостью. Да, я понимала необходимость и значимость этого события,
ведь для людей непонимающих в искусстве очень важно признание авторитетов и
определенный статус. Но я никак не могла ожидать, что следом, почти
моментально, последует новое чудо, и мне предложат заниматься в
специализированном садике для незрячих с незрячими детьми рисованием. Как
рассказать, что переживает душа, когда исполняется самое заветное желание!..
Моему счастью просто не было предела. И опять это может показаться странным,
ведь сложностей очень много. Малыши не только не представляют как выглядят
многие объемные предметы на плоскости, они не только не умеют еще правильно и
крепко держать ручку или карандаш, но что печальнее всего, дети боятся
рисовать, боятся, что у них не получится. Так получилось, что я была вынуждена
оставить занятия с малышами, детям нужен хороший зрячий специалист. Но я верю,
что со временем ребята справятся со всеми проблемами. И благодаря замечательным
сотрудникам садика и родителям детей они преодолеют и страх, найдут способы
преодолеть все сложности и научатся делать по-настоящему интересные вещи. А
ведь незрячие дети не только имеют слабые стороны по сравнению со здоровыми
своими сверстниками, но и преимущества перед ними, такие например, как богатая
фантазия и нескованное привычными рамками воображение, так и естественную
способность творить уже целостное произведение, чему зрячим художникам часто
приходится подолгу учиться.
Вот таким образом я потеряла «наиболее реальную» для меня
специальность и приобрела «самую нереальную»…
|